Ставропольский информационный сайт
 

 

web-камераистория городалинкикарта городафотогалереягостеваялюди

  

 

                  

 

последние новости г.Ставрополя

 

официальный сайт Ставропольского края

 

городской интернет   портал

 

 

 

           После XIV съезда партии в нашей стране начала быстрыми темпами развиваться крупная социалистическая промышленность. В 1927 году произошли существенные перемены в техническом оснащении, механическом и сборном цехах завода «Красный металлист», суконной фабрике, предприятиях переработки сельскохозяйственного сырья, реконструировались мелькомбинаты, маслобойни, завершилось строительство железнодорожной ветки Ставрополь-Винодельное-Дивное, а с 1928 года в городе начал курсировать первый автобус, открылся маршрут Ставрополь-Александровское-Минводы-Пятигорск. На окраине города открылась пассажирская авиастанция, и в 1935 году в Ставрополь прибыл первый самолёт из Ростова. Вскоре начались занятия лётчиков и планеристов на лётном поле аэроклуба общества Осоавиахим.

 

 

            В начале 30-х годов а в городе было открыто много учебных заведений. С первого октября 1920 года начались занятия на общественно - литературном и агрономическом отделениях Ставропольского агропедагогического института (в последствии педагогического), а спустя год первые студенты заполнили аудитории новых химико-бактериологического и физическо - технического отделений.

            В 1932 году на базе техникума овцеводства был создан зоотехнический(впоследствии сельскохозяйственный) институт с отделениями мясомолочного скотоводства, овцеводства и свиноводства.

            В этом же году открылся Ставропольский Всесоюзный научно-исследовательский институт овцеводства и козоводства.

            26 мая 1937 года ЦИК СССР, учитывая важное значение города в экономике и культуре огромного административного района Северного  Кавказа, принял решение о переводе центра Орджоникидзевского края из Пятегорска в Ставрополь.

 

 

            Передвоенные годы стали годами созидательного, вдохновенного труда горожан. Более чем в четыре раза, по сравнению с 1928 годом, возрос объём продукции, производимой предприятиями пищевой промышленности, в несколько раз увеличился выпуск станков и сложного оборудования для деревообрабатывающей промышленности на заводе «Красный металлист», были введены в действие мясо комбинат и маслосыроваренный завод, а местный консервный завод стал выпускать в сутки сто тысяч банок консервов, что  по тем временам было огромным трудовым достижением.

            Трудящиеся Ворошиловска (так непродолжительное время, вплоть до 12 января 1943 года назывался город) оказывали активную помощь в сооружении Невинномысского канала - крупнейшей стройки края.

            22июля 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз, нарушили мирную жизнь страны социализма. Началась Великая Отечественная война. Ставрополье, как и вся страна, стало жить и работать для фронта, для победы над жестоким врагом. «Все - для фронта, все - для Победы!..»

            В партийные и комсомольские комитеты, в  военкоматы уже в первые дни войны поступило около шести тысяч заявлений от добровольцев с просьбой о немедленной отправки на фронт. Рабочие Ставропольского мясокомбината, железнодорожного узла и «Красного металлиста», швейной фабрики, кожзавода и других предприятий города отказались от нормированного рабочего дня. Взамен ушедших на фронт мужчин к станкам стали женщины и подростки, началось движение по сбору средств на фронт в фонд обороны.

            Ставрополь начал поставлять фронту миномёты, боеприпасы, военное снаряжение, обмундирование, продовольствие.

            3 августа 1942 года наши войска были вынуждены оставить Ставрополь. Период немецко-фашистской оккупации города явился страшным испытанием для его жителей. «Новый порядок», установленный гитлеровцами, начался с арестов и расстрелов коммунистов, комсомольцев, советских патриотов.

            10 августа гитлеровцы вывезли из больницы и умертвили в «душегубках» 660 больных.

            На территории аэродрома и у холодного родника было расстреляно четыре тысячи человек, а всего в городе за время оккупации погибло от рук фашистских извергов более десяти тысяч человек.

            Фашисты неистовствовали, но бесславный их конец был уже чётко обозначен потрясшим весь мир разгромом гитлеровских войск под Сталинградом.

            Начало 1943 года в битве за Кавказ ознаменовалось все общим наступлением советских войск. Ночью 19 января 1943 года части 347-й стрелковой дивизии 44-й армии Закавказского фронта, совершив 40-километровый бросок в метель и стужу, бездорожье, с боями приблизились к окрестностям краевого центра. Гитлеровцы стянули в Ставрополь свои разбитые части, остатки полков и дивизий, уцелевшую технику, готовились серьезно оборонять город. У вокзала они сосредоточили большое количество танков, около 300 автомашин с пехотой, артиллерию и шестиствольные миномёты. Специальной группы начали планомерное разрушение города.

            Первым к юго-восточной окраине подошёл 1177-й стрелковый полк майора М.В.Львова. Шоссейную дорогу Ставрополь –Надежда перерезал 1175-й стрелковый полк майора А.Е. Короткова- уроженца Ставрополя. К северо-западной окраине подошли подразделения 1179-го полка подполковника А.Н. Гервасиева.

            Жаркий и упорный бой нарастал, и к утру 21 января 1943 года Ставрополь был полностью освобождён от оккупантов. Городу был причинен огромный ущерб. Полностью были уничтожены электростанция, почта, телеграф, АТС, городские бани, хлебозавод, все цеха мясокомбината, мельницы, завод «Красный металлист», биофабрика, кожзавод, текстилькомбинат. Были разрушены 154 жилых дома, школы, превращены в груду развалин двадцать магазинов. Сумма убытков причиненных Ставрополю фашистскими оккупантами, составила 153 миллиона рублей.

            С первых же дней после освобождения под руководством партийных и советских органов трудящиеся начали возрождение родного города.

            Весной 1943 года возобновил выпуск военной продукции завод «Красный металлист». Мясокомбинат, мельзавод №5, обувная фабрика, мастерские города снова напряженно заработали для фронта. Более 1000 женщин Ставрополя объединились в черкасовские бригады. В квартальных комитетах и домоуправлениях, на восстановление школ, педагогического и сельскохозяйственного института, драматического театра трудились все - от мала до велика.

            Утром 8 сентября 1943 года на разрушенную ещё станцию Ставрополь прибыл первый эшелон из Баку. Трудящиеся Азербайджана прислали в подарок ставропольцам два вагона цемента, шесть вагонов ваты, один вагон мануфактуры, восемь вагонов с предметами домашнего обихода, спальными принадлежностями, школьными пособиями. В ночь на 31 октября к 26-й годовщине Октября - в городе была восстановлена и пущена в эксплуатацию автоматическая телефонная станция на500 номеров.

            В 1944 году, когда Красная Армия одержала решающие победы над гитлеровцами, в производственных коллективах Ставрополя ширилось движение «фронтовых бригад», работающих под девизом «В труде, как на фронте!».

            Вслед за радостным событием-Днём Победы - в Ставрополь начали прибывать первые эшелоны демобилизованных советских воинов.21 июля 1945 года весь город радостно встречал героев - доваторцев. К мирному труду возвращались те, кто с оружием в руках отстоял честь и независимость нашей социалистической Родины, прославил родной край.

            Возобновление работ на Невинномысском канале в 1946 году дало возможность приступить к сооружению Свистухинской, а затем и Сенгилеевской гидроэлектростанций, куда по призыву горкома партии и горсовета были направлены сотни добровольцев-строителей. Город получил, таким образом, дополнительно десятки тысяч киловатт электроэнергии.

1 2 3 4 5 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz